Всего новостей: 2606380, выбрано 3 за 0.018 с.

Новости. Обзор СМИ  Рубрикатор поиска + личные списки

?
?
?  
главное   даты  № 

Добавлено за Сортировать по дате публикации  | источнику  | номеру 

отмечено 0 новостей:
Избранное
Списков нет

Богомазов Валентин в отраслях: Внешэкономсвязи, политикавсе
Богомазов Валентин в отраслях: Внешэкономсвязи, политикавсе
Россия. Ватикан > Внешэкономсвязи, политика > interaffairs.ru, 23 ноября 2017 > № 2396235 Валентин Богомазов

Россия - Ватикан: доверительный и конструктивный диалог налажен

Валентин Богомазов, Чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат политических наук

В условиях сложной и нестабильной международной обстановки особую важность и значимость приобретают усилия тех авторитетных сил на планете, которые вместе с нашей державой выступают против сползания человечества к катастрофе.

Взгляды и подходы руководства Римско-католической церкви (РКЦ) и города-государства Ватикан (официально - Святой престол) долгое время и не без оснований ассоциировались в отечественном общественном мнении с жестким консерватизмом и были лишены в той или иной мере позитивного отношения к нашему государству. При объективном анализе происходящего в настоящее время на основании диалога Россия - Ватикан видно, что упомянутая концепция  принадлежит уже истории и прошлому,  а на замену ей пришло и укореняется стремление к плодотворной для дела мира двусторонней координации. Но обратимся к фактам.

С 20 по 24 августа 2017 года в нашей стране побывал с официальным визитом ведущий соратник Папы Римского Франциска - государственный секретарь (премьер-министр) Святого престола кардинал П.Паролин. В Сочи прелата принял Президент В.В.Путин, были обсуждены вопросы состояния и перспектив диалога Россия - Ватикан. Переговоры в Москве с министром иностранных дел С.В.Лавровым сконцентрировались на анализе позиций сторон по ряду ключевых проблем современности с акцентом на мирное урегулирование кризисов, противодействие терроризму и экстремизму.

Беседа с предстоятелем Русской православной церкви Патриархом всея Руси Кириллом и предшествовавшая ей «сверка часов» с главой Синодального отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом вынесли во главу угла проблематику межцерковного диалога, осуществляемого ныне напрямую между Русской православной церковью и Святым престолом.

Мировые эксперты, политологи и журналисты продолжают рассматривать итоги сопоставления позиций как через призму взаимоотношений Россия - Ватикан, так и шире - в плане определения возможного влияния проделанного на текущую обстановку на Земле.

Начнем с концентрированного изложения соображений, сформулированных и изложенных непосредственными участниками саммита еще в канун его проведения.

Сам П.Паролин в беседах с представителями СМИ развернуто описал цели своей поездки. Так, в интервью газете «Соле 24 оре» он выделил «необходимость способствовать в сложившемся международном контексте улучшению взаимного уважения между теми, кто рискует предстать в качестве двух противостоящих полюсов. Усилия по пониманию сторонами друг друга не означают смирения одного с позицией другого, а прежде всего терпеливый, конструктивный, откровенный, но одновременно уважительный диалог. Это тем более важно в вопросах, лежащих в основе текущих конфликтов и тех, которые рискуют вызвать дальнейшее нагнетание напряженности. В этой связи вопрос мира и поиска урегулирования различных кризисных ситуаций должен быть поставлен выше каких-либо национальных и, следовательно, частных интересов. В данном вопросе не может быть ни победителей, ни побежденных… Это попытка сделать так, чтобы близкие миры вернулись к диалогу и прекратили уничтожать себя ненавистью еще до бомб»1.

  Отвечая на вопросы газеты «Коррьере делла сера», кардинал утверждал: «В целях продвижения мира важно поддерживать взаимные уважение, диалог и взаимодействие»2.

Точку зрения нашей страны о статусе двустороннего диалога со Святым престолом изложил газете «Стампа» посол России в Ватикане А.А.Авдеев, имеющий, как известно, многолетний опыт практической дипломатии и деятельности в составе правительства России. Он заявил: «Наши позиции с Ватиканом близки, прежде всего мы считаем, что все конфликты должны быть урегулированы посредством диалога и переговоров»3. На вопрос, какое развитие могли бы получить связи России со Святым престолом в условиях избрания Д.Трампа президентом США, последовал ответ: «Эти отношения обладают присущей им исторической логикой. Их ценность в том, что они способны оказывать большое позитивное влияние на обстановку в мире. Они не зависят от третьих стран»4.

В процессе проведенных обсуждений публично излагались оценки современного положения российско-ватиканских межгосударственных связей, а также диалога между двумя церквями.

Приветствуя П.Паролина, В.В.Путин заявил: «Мы ценим доверительный, конструктивный диалог, который сложился между Святым престолом и Россией»5.  Последовало и стержневое аналитическое обобщение: «Общечеловеческие гуманитарные ценности, которые защищают Святой престол и Русская православная церковь, лежат, безусловно, в основе отношений между двумя церквями, в основе отношений между Россией и Ватиканом»6.

В свою очередь, С.В.Лавров указал на позитивное развитие многосторонних связей с Ватиканом, отметив культурную, гуманитарную и научно-образовательную сферы, область здравоохранения7.  Было подчеркнуто: «Наши медицинские учреждения осуществляют работу, которая позволяет более эффективно лечить детей с тяжелыми заболеваниями»8.

Касаясь общих позиций по региональным проблемам, министр сосредоточился на ближневосточной ситуации. Проводилась мысль, что перед лицом продолжающихся конфликтов в ряде стран Москва и Ватикан выступают «за налаживание диалога параллельно с непримиримой борьбой против террористов и экстремистов, обеспечивая движение к политическому урегулированию, которое отвечало бы интересам всех основных этнических и конфессиональных групп в той или иной стране»9.

Было сообщено об информировании представителя Святого престола относительно осуществляемых Россией действиях по урегулированию в Сирии. Отмечалось: «Ценим поддержку наших коллег из Ватикана астанинского процесса и тех решений, которые последовали за договоренностями о создании зоны деэскалации»10.

С.В.Лавров выразил признательность Ватикану за поддержку минского «Комплекса мер» по урегулированию украинского кризиса не только с моральной стороны, но и за недавнее направление значимой партии гуманитарной помощи на Украину, в том числе для Донецка и Луганска. Было прямо сказано, что в России ценят позицию Ватикана о недопустимости использования на Украине религиозного фактора в целях достижения политических преимуществ11.

Остановившись на обмене мнениями с кардиналом по венесуэльской ситуации, министр напомнил, что в России с самого начала кризиса в Венесуэле «поддерживали инициативу Святого престола, направленную на примирение противостоящих в стране сторон»12.  Рельефно прозвучало: «Этот подход остается абсолютно актуальным и в нынешней ситуации»13.

В конце сентября 2017 года, то есть спустя месяц после визита в Россию, П.Паролин в интервью Радио Ватикана остановился на проблеме корейского кризиса и заявил: «Именно в силу того что мир колоссально изменился, есть необходимость прибегнуть к инструментарию многосторонности [многополярности] для мирного урегулирования существующих различий»14. Кардинал предупредил, в частности, не поддаваться «соблазну действовать самостоятельно и принимать односторонние решения, выходящие за рамки предлагаемого»15.

Исключительно положительную оценку обе стороны дали межцерковному диалогу. Многократно обращалось внимание на особое значение в этой связи встречи Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в Гаване 12 февраля 2016 года. Предстоятель Русской церкви констатировал: «В Гаване мы согласовали позиции по многим проблемам современности. И общность позиций дает нам возможность строить соответствующие планы и наполнять их реальным содержанием»16.

Самым значимым из всех последующих событий патриарх назвал пребывание мощей святителя Николая Чудотворца в России с 21 мая по 28 июля 2017 года и то, что святыне поклонились более 2,3 млн. человек. Предстоятель восторженно прокомментировал то обстоятельство, что «очень многие скептики были потрясены произошедшим, ибо люди, живущие в XXI веке, разного социального положения - от президента до самых простых рабочих - стояли в очереди по шесть, восемь, десять часов, чтобы прикоснуться к святыне»17

И во время поездки, и по возвращении в Рим П.Паролин публично охарактеризовал визит «полезным, интересным, конструктивным», объявил, что «состоявшиеся контакты прошли в атмосфере сердечности, взаимопонимания и уважения, и отметил, что «встречи были значимыми и конструктивными». Особо подчеркивалось: «России, в силу ее географического положения, ее истории, культуры, прошлого и настоящего, принадлежит осуществление великой роли в международном сообществе, в мире»18.

Аргументированные и оптимистичные комментарии российско-ватиканского диалога в свете поездки П.Паролина огласили видные специалисты-религиоведы и обозреватели, как отечественные (В.В.Шмидт, Р.Н.Лункин и др.), так и зарубежные.

Считаем нужным вынести на первый план суждения американского ватиканиста и публициста Р.Мойнихена, декларирующего убежденность в том, что российско-ватиканские контакты во время пребывания в России П.Паролина «имеют ключевое значение не только для современности, но и для конкретизации того, каким может оказаться будущее»19.  Позитивно отзываясь о личных качествах П.Паролина, исследователь признает «наличие и тех, кто не скрывает своих озабоченностей, стремясь отдалить Россию от глобальной сцены действий». «У меня иной взгляд, подытожил Р.Мойнихен, поскольку считаю, что миссия кардинала пронизана надеждой и что-то должно быть сделано по предоставлению возможности избежать, если мы можем избежать, большой трагедии обширного конфликта, способного поразить целый регион и весь мир»20.

Не все, однако, и не только в западных странах, разделяют точку зрения Р.Мойнихена. Тщательно отслеживающий ватиканскую тему обозреватель московского агентства «Регнум» С.Стремидловский резонно подверг разбору тот факт, что влиятельный британский католический портал «Католик геральд» довольно откровенно изложил причины, по которым посещение П.Паролином России и имевшие место беседы «вызвали смущение у определенной части наших христианских братьев». Журналистом сделана ссылка на тезу издания: «Ватикан все чаще и чаще обращает свое внимание на Восток, но примирение с врагами всегда несет риск отчуждения своих друзей»21.

Изучение текста статьи С.Стремидловского выводит на ключевую в ней фразу: «И если Святой престол действительно ищет мира между Западом и Востоком, то это не должно быть достигнуто за счет отстранения Соединенных Штатов, Британии и их союзников»22.

Аналогичное, по сути, видение нынешнего курса центра мирового католицизма проступает в рассуждениях одного из основных американских ватиканистов Дж.Аллена. Его продолжают коробить слова Папы Франциска о «братоубийственной войне» на Украине, а не о «российской агрессии», поскольку тем самым, как сетует Дж.Аллен, «не только были обескуражены украинские греко-католики [униаты]», но и «стала зримой важность, придаваемая Ватиканом тому, чтобы не переводить вспять в отношениях с Патриархатом стрелки часов и не показаться враждебно настроенным к национальным интересам России»23.

И в отечественной научной, и экспертной среде вопросы российско-ватиканских связей вызывают порой острые дебаты. Если религиовед Р.Н.Лункин из Института Европы РАН считает встречу госсекретаря Ватикана с российскими властями «благотворно сказывающейся на отношениях России и Запада», то политолог А.В.Макаркин из «Центра политических технологий», напротив, уверен, что у Ватикана «есть желание, но нет возможностей» улучшить взаимодействие России с западными странами. Для подкрепления этого предположения утверждается, что примирение греко-католиков и Русской православной церкви при помощи Ватикана маловероятно из-за того, что «все стороны преследуют разные цели»24.

Перспективный, на наш взгляд, аналитик из интернет-газеты «Взгляд» П.Акопов недавно изложил собственное понимание природы подвижек в отношениях Россия - Святой престол. Прозвучала следующая констатация: «Между Москвой и Ватиканом все последние годы идет неафишируемая геополитическая игра, суть которой в том, что две силы присматриваются к тому, насколько они могут быть ситуационными союзниками в нынешнем мире. Историческое противоречие и противостояние между православным Русским миром и католическим Римом никуда не исчезает, но на самóм Западе католическая церковь все больше и больше оказывается в положении обороняющейся, отступающей, уступающей. И в этой ситуации Ватикан, как важнейший центр координации и управления старой европейской аристократией, ищет союзников в противостоянии наступающему постхристианскому и даже постчеловеческому глобализму»25.  Квинтэссенцию анализа видим в резонном замечании: «Национальные элиты, поднимающие сейчас головы что в США и Британии, что во Франции и Италии, разными видимыми и невидимыми нитями связаны с Ватиканом, обладающим уникальными образовательными, разведывательными, кадровыми сетями»26.

Данный ресурс католицизма может оказаться эффективным в работе по нейтрализации сохраняющейся в отдельных западных странах многовековой русофобии. Некоторые отечественные публицисты, и в частности Л.Млечин, полагают, что противостояние западного мира и нашего государства «по принципиальным морально-политическим вопросам» последовало вслед «за подписанием и ратификацией большевиками Брест-Литовского мирного договора»27. С этим трудно согласиться, поскольку политика сдерживания и санкций в отношении нашей страны родилась, насколько известно, намного раньше, чем весной 1918 года.

Но ныне и для Папы Римского не делаются исключения из доминирующих на Западе установок и подходов.  С приходом в марте 2013 года к руководству РКЦ, опирающейся на 1 млрд. 272 млн. верующих28, латиноамериканского священнослужителя Хорхе Марио Бергольо деятельность теперь уже Папы Франциска стала впервые на Западе получать неоднозначные и противоречивые  оценочные заключения.

В странах Запада, где традиционно и не без оснований рассматривают католицизм в качестве некой собственной идеологической и пропагандистской институции, практические дела пап Римских трактуются, как правило, в позитивном ключе, включая сложные ситуации, когда, например, давно почивший Папа Пий XII оказывается под огнем острых обвинений из-за бездействия перед лицом Холокоста.

Франциск первоначально не был исключением из такого устоявшегося подхода. Его личность и конкретные шаги положительно и с большим размахом освещались и обсуждались вплоть до осени 2013 года, то есть до момента, когда он выпустил программный документ - апостольское обращение «Evangelii gaudium» («Радость Евангелия»).

Послание содержит и острые обвинения капитализма, названного «новой тиранией», где «деньги - главный идол», и грозный прогноз: «Растущее экономическое неравенство в мире неизбежно приведет к конфликту»29.

Порицание понтификом «дикого капитализма» на том не было прекращено, последовала серия признаний ущербности безудержного стремления к наживе любой ценой, положения, при котором деньги являются главным смыслом и идолом существования, а человек трактуется лишь средством для наращивания капитала. Последняя обстоятельная папская сентенция на сей счет оглашена в феврале 2017 года30.

На Западе в итоге все громче и громче раздаются голоса тех, кто по разным поводам выражает несогласие и раздражение делами и инициативами Франциска. Многие из этих критиков - бесспорные маргиналы, упорствующие в своем экстремизме или фундаментализме. Но осуждение ими «папского внимания социальным и политическим вопросам, не подпадающим под его компетенцию», становится достоянием широкой гласности только в силу того, что аналогичного взгляда придерживаются и весьма влиятельные светские  круги.

Леволиберальная английская газета «Гардиан» в августе 2014 года опубликовала внешне нейтральную редакционную статью, целиком посвященную мировоззрению понтифика, тому, является ли он марксистом31. Заключение адресовалось обывателю и буквально свелось к настораживающему западный менталитет выводу: «Франциск - не коммунист, но он намерен сохранить критический взгляд на капитализм».

Время идет, но тематика политических взглядов понтифика продолжает привлекать западных изыскателей. В приложении известной французской газеты «Фигаро» - журнале «Фигаро-магазин» осенью 2017 года появилась взвешенная статья Р.Пужоля: «Папа Римский - не левый, он - Папа»32, в которой на конкретных примерах разъясняется отстаивание понтификом учения РКЦ.

Публично о своем несогласии с Папой Бергольо рассуждал Д.Кэмерон, являвшийся в ту пору премьер-министром Великобритании. А «практикующий католик» экс-президент Польши Л.Валенса, усердно  целовавший в свое время руку Папы-поляка К.Войтылы, «в силу невероятной занятости» в разгар лета 2016 года не нашел времени для встречи в Кракове с Папой Бергольо, о чем сам же отрапортовал в Интернете.

Некоторые западные религиоведы и исследователи общественного мнения внедряют сейчас теорию о «резком падении былого восхищения Папой Франциском»33. В СМИ США все громче бурчат, будто в родной для понтифика Аргентине его популярность «стремительно сокращается, он не является более первым аргентинцем, вызывающим полное доверие у жителей страны»34. Замелькали голоса «экспертов» о том, что футболист Л.Месси «ближе сердцу аргентинцев, чем Папа-земляк».

В стане противников курса Франциска заметно активничают представители «старой гвардии» католицизма, не желавшие его избрания на конклаве 2013 года. Завершается подготовка реформы курии - центрального аппарата РКЦ, и вполне можно предсказать, что осуществление на практике данного папского проекта умножит количество выступлений, несогласных с Франциском.

Не можем не упомянуть, что в канун поездки понтифика в Краков в конце июля 2016 года для участия в проводимом РКЦ Всемирном дне молодежи на Западе всячески выпячивали доминирующий в польском обществе скепсис в отношении Папы-латиноамериканца.

«Нью-Йорк таймс» опубликовала развернутую статью под заголовком «Папе Франциску предстоит встретиться с социально-консервативной церковью в Польше»35. Сложилось впечатление, что тем самым не просто фиксировались и без того известные факты, а реализовывалась попытка повлиять на атмосферу приема высокого гостя в Кракове.

Но понтифик не дрогнул и с достоинством отстаивал свои убеждения. На основной встрече с молодежью, собравшей порядка 2,5 млн. человек, Франциск сделал акцент на проблемы  вооруженных конфликтов, происходящих в мире, провозгласив: «Война в Сирии - это боль и страдание многих людей, многих молодых. Ничто не может оправдывать кровопролития, ничто не может быть ценнее человека, стоящего рядом с нами».

Наполненными глубоким смыслом были и пожелания Франциска польскому народу «никогда не поддаваться искушению изолировать себя и навязывать свою волю», преодолеть раны прошлого и постараться построить мир и согласие со всеми, и напоминание о подписанном в августе 2012 года Совместном послании Польской католической и Русской православной церквей народам двух стран. Большой позитивный подтекст несло папское определение: «Это акт, которым начато дело сближения и братства не только двух церквей, но и двух народов».

Проповеди и выступления Франциска в посещаемых им странах неизменно содержат обращенный к международному сообществу призыв крепить мир, делать все для предотвращения войн и конфликтов. В ходе поездки в Колумбию в сентябре 2017 года понтифик энергично продвигал мысль: «Бог ненавидит войну».

Данные установки Папы Римского чрезвычайно актуальны ныне, когда проводимое в странах Запада наступление на духовно-нравственные и традиционные ценности человеческой жизни переросло в один из барьеров на пути формирования новой, более демократической и справедливой системы мироустройства.

Сторонникам названных замыслов претит упорство понтифика в отстаивании мира, решительное осуждение им падения морали, нравственной скудости в мире, коррупции, провозглашенная и отстаиваемая  приоритетная отныне значимость для католической церкви заботы о ближнем, бедном, страждущем.

Весной 2017 года, накануне юбилейного саммита Евросоюза в Риме, Франциск принял руководителей ЕС и глав евроинститутов, воззвав не низводить политику Европейского союза до уровня финансовых потребностей и вспомнить о моральных ценностях, свойственных христианским народам Европы36.

В сентябре 2015 года состоялся визит понтифика в США, в ходе которого ему была предоставлена возможность выступить на совместном заседании обеих палат Конгресса. И Папа Бергольо остро поставил перед законодателями США вопрос о продаже оружия тем, кто планирует принести невыносимые страдания отдельным лицам и обществу, и задался вопросом, почему это происходит. «К сожалению, - продолжил он, - ответ на это прост - деньги: деньги, пропитанные кровью, часто кровью невинных. Перед лицом позорного и преступного молчания наша обязанность противостоять этой проблеме и остановить торговлю оружием»37.

Нет прецедентов и у звучащего в Ватикане публичного дистанцирования от тех или иных планов и действий официального Вашингтона.

В июле 2017 года головной богословский журнал РКЦ «Чивильта каттолика» опубликовал статью двух близких к действующему понтифику священнослужителей - А.Спадаро и М.Фигуэро «Евангельский фундаментализм и католический интегрализм»38. Материал посвящен анализу истоков и содержания евангельского фундаментализма, сторонниками которого в недавнем прошлом были президенты Р.Рейган и Дж.Буш. Острие критики направлено на установки учения, не запрещающие подталкивание к конфликту. Более того, осуждению подвергнуто «теологическое оправдание применения оружия», «наличие пастырей, стремящихся подвести под это библейскую основу». Поборником указанного мировосприятия прямолинейно назван являвшийся в момент выхода статьи главным советником Президента США С.Бэннон, его «апокалипсичная геополитика, не отличающаяся от исламского фундаментализма»39.

Последовательное отстаивание верховным пастырем католицизма идеалов мира и высоких духовно-нравственных ценностей видно и по многим другим проявлениям.

Несмотря на непрекращающиеся попытки  не только украинской греко-католической (униатской) церкви втянуть Папу Бергольо в дискуссию о происходящем на Украине, понтифик постоянно подтверждает свою приверженность взвешенному и объективному подходу к проблеме, неустанно призывая к миру и диалогу. Именно эти идеи отражены и в Совместном заявлении, подписанном по итогам встречи в Гаване Папой Франциском и Патриархом Кириллом40. В документе провозглашена необходимость усилий в пользу христианского единства, преодоления многовековой отчужденности, подозрительности и даже вражды.

Вклад понтифика в дело урегулирования сложнейших кризисных и конфликтных ситуаций вызывает ярость и раздражение у экстремистов разных мастей. В августе 2017 года террористическая группировка ИГИЛ обнародовала видеоролик с персональной угрозой Папе Франциску, где некто Абу Джинхал стращает: «Мы дойдем до Рима»41.

Наращивает понтифик и свое участие в поиске созидательных развязок таких злободневных международных проблем, как  гонения и  геноцид христиан в отдельных районах земли, резкое обострение миграционного кризиса, расширяющийся разрыв между  развитыми и развивающимися странами.

В завершение скажем, что и в нашей стране звучит критика по адресу понтифика. Кто-то усматривает в его делах «угрозу национальной безопасности», кто-то - «подкоп под православие», есть и те, кто не видит ничего другого, кроме «популизма».

Большинство сторонников таких заключений фактически грезят о  самоизоляции родной страны и жизни по законам осажденной крепости.

Профессор Московской духовной академии А.И.Осипов, известный своими насыщенными лекциями о православии и христианстве, не скрывает сомнений касательно встречи в Гаване Патриарха Кирилла с Папой Франциском и постоянно повторяет: «У меня нет неприязни к католикам, но я не принимаю принципов духовной жизни, которые являются основой католической жизни»42. Католичество - это очень большая угроза, по словам богослова, для нашего народа43.

Доцент МГИМО О.Н.Четверикова не просто солидаризируется с А.И.Осиповым, но и квалифицирует гаванский контакт глав двух церквей «предательством». Ватикан, по ее мнению, является совершенно реальным противником России, потому что он реализует антиправославный проект, который, в свою очередь, является частью проекта, направленного против России как государства44.

Да, в истории и современности католицизма есть моменты и страницы, которые не приходится упрощать или пытаться представить в розовом цвете. В СМИ США и стран Запада, к примеру, в настоящее время объемно освещаются скандальные и преступные факты поведения католических священнослужителей не только низшего и среднего уровня, но и крупных иерархов. Понтифик, кстати, за короткий срок руководства католической церковью показал твердое неприятие любых крайностей, перекосов и порочных действий. В сентябре 2017 года он заклеймил клерикализм, «отдаляющий людей и особенно молодежь от Церкви»45.

Сложившаяся на земном шаре ситуация дает убедительные аргументы в пользу совместных действий мировых сил для достижения решений, отвечающих общечеловеческим целям.

В выступлении С.В.Лаврова на 72-й сессии ГА ООН обозначена важность культурного и межрелигиозного диалога для укрепления мира и безопасности и содержится призыв к мировому сообществу: «Давайте поощрять диалог между различными культурами и религиями, перестанем использовать исторические события для разжигания ненависти и фобий»46.

У приверженцев прогресса на этом направлении не должно быть сомнений, что диалог Россия - Ватикан необходим, а отстаивание средневековых рецептур и умозаключений - бесперспективное и бесплодное занятие.

 1http://www.lastampa.it/2017/07/27/vaticaninsider/ita/inchieste-e-interviste/parolin-occidente-e-russia-devono-dialogare-e-comprendersi-xeZumU3bzDktsylWdJtPUI/pagina.html

 2http://www.corriere.it/esteri/17_agosto_08/parolin-viaggio-russia-rafforzare-ponti-est-ovest-4f904016-7c78-11e7-81a5-3e164bb23329.shtml?refresh_ce-cp

 3http://www.lastampa.it/2017/08/14/vaticaninsider/ita/inchieste-e-interviste/lambasciatore-russo-grande-affinit-con-il-papa-su-siria-http://kremlin.ru/events/president/news/55402e-ucraina-HIC0OXH5mydOraZhbLebJI/pagina.html

 4Там же.

 5http://kremlin.ru/events/president/news/55402 

 6Там же.

 7http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2841273 

 8Там же.

 9Там же.

10Там же.

11Там же.

12Там же.

13Там же.

14http://www.lastampa.it/2017/09/23/vaticaninsider/ita/nel-mondo/crisi-corea-del-nord-parolin-ci-vuole-multilateralishttps://mospat.ru/ru/2017/08/23/news149436/mo-L7LgXHw3pUp8sUHincAt8O/pagina.html

15Там же.

16https://mospat.ru/ru/2017/08/23/news149436/

17Там же.

18ttp://it.radiovaticana.va/news/2017/08/25/parolin_papa_compiaciuto_per_visita_in_russia,_nuovo_clima/1332725

19http://www.ewtnnews.com/catholic-news/Vatican.php?id=16022

20Там же.

21https://regnum.ru/news/2314267.html

22http://catholicherald.co.uk/issues/august-25th-2017/why-the-vatican-has-set-its-sights-on-moscow-and-beijing/

23http://www.ilfoglio.it/chiesa/2017/02/01/news/papa-russia-putin-trump-chiesa-occidente-siria-
118014/

24http://www.bbc.com/ruhttps:

2525https://vz.ru/politics/2017/2/3/856322.html

26Там же.

27http://www.mk.ru/social/2017/06/18/soyuzniki-prosyat-ognya-zagadki-velikoy-russkoy-revolyucii.html

28https://press.vatican.va/content/salastampa/it/bollettino/pubblico/2016/03/05/0170/00365.html

29http://www.vatican.va/holy_father/francesco/apost_exhortations/documents/papa-francesco_esortazione-ap_20131124_evangelii-gaudium_it.html

30http://it.radiovaticana.va/news/2017/02/04/papa_capitalismo_scarta_i_deboli,_no_a_evasione_e_azzardo/1290396

31http://www.theguardian.com/commentisfree/2014/aug/24/guardian-view-on-pope-francis-leftward-lurch

32https://www.causeur.fr/pape-francois-gauche-figaro-magazine-146561

33https://cruxnow.com/church/2016/05/10/admiration-for-pope-francis-in-sharp-decline-study-shows/

34http://nypost.com/2016/07/04/pope-francis-star-is-fading-back-home-and-heres-why-it-matters/

35http://www.nytimes.com/2016/07/27/world/europe/pope-francis-world-youth-day-poland.html?_r=0

36https://rusk.ru/newsdata.php?idar=77637

37http://www.newsru.com/religy/24sep2015/pope_congress.html

38http://www.laciviltacattolica.it/articolo/fondamentalismo-evangelicale-e-integralismo-cattolico/

39Там же.

40http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html

41http://it.blastingnews.com/cronaca/2017/08/lisis-minaccia-papa-francesco-in-un-video-001949375.html

42http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at50893

43Там же.

44http://www.stopoikumena.ru/857-vatikan-kak-realnyy-protivnik-rossii.html

45http://www.lastampa.it/2017/09/16/vaticaninsider/ita/vaticano/missionari-non-cedete-al-clericalismo-che-allontana-i-giovani-a69ZZiugW9EwEfEwGaK7zM/pagina.html

46http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2870898 

Россия. Ватикан > Внешэкономсвязи, политика > interaffairs.ru, 23 ноября 2017 > № 2396235 Валентин Богомазов


Россия. Ватикан. Весь мир > Внешэкономсвязи, политика > interaffairs.ru, 14 июня 2016 > № 1788950 Валентин Богомазов

Папа Франциск рассказывает о себе

Валентин Богомазов, Чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат политических наук

Любое значимое исследование, посвященное Папе Франциску или современному Ватикану, проводится сегодня в мире при  использовании рецензируемой книги либо опоре на нее. Этот вывод - один из результатов нашей недавней работы в библиотеке Женевского отделения ООН и знакомства со многими последними трудами ведущих мировых религиоведов и ватиканистов. Хотим выразить на страницах журнала «Международная жизнь» нашу искреннюю признательность за эффективную помощь ведущему эксперту библиотеки, руководителю ее сектора содействия исследованиям И.А.Герасимовой.

Теперь об авторах рассматриваемой работы - С.Рубине и Ф.Амброджетти. Они журналисты, первый - аргентинец, вторая - итальянка, имеющие многолетний опыт отслеживания состояния дел в Римско-католической церкви (РКЦ). Рубин сопровождал Папу Иоанна Павла II в ходе ряда его международных поездок, брал интервью у крупных церковных лиц, включая Мать Терезу Калькуттскую. Амброджетти работает в итальянском агентстве печати ANSA и взаимодействует с известными международными изданиями, в частности Радио Ватикана.

В основу труда двух авторов положены обстоятельные беседы с архиепископом Буэнос-Айреса кардиналом Хорхе Марио Бергольо, продолжавшиеся более двух лет и сконцентрированные на этапах жизни иерарха и его мировоззрении. В 2010 году монография вышла в свет в Аргентине под названием «Беседы с Хорхе Бергольо. Иезуит». В 2013 году, то есть в момент избрания Папы Франциска, она оказалась единственным источником обширной информации о новом понтифике. Отсюда и интерес в мире к публикации и ее многочисленным переизданиям и переводам  на разные языки. Настоящая рецензия зиждется на итальянской версии - «Хорхе Бергольо. Папа Франциск. Новый Папа рассказывает о себе. Беседы с Серхио Рубиным и Франческой Амброджетти»*. (*Jorge Bergoglio. Papa Francesco. Il nuovo Papa si  racconta. Conversazione con Sergio Rubin e Francesca Ambrogetti.  Milano: Salani Editore, 2013. )

В предисловии, написанном раввином из Буэнос-Айреса Абрахамом Скоркой, являющимся давним другом нынешнего понтифика (они, заметим, были соавторами резонансных выступлений в аргентинской и международной печати), отмечается: «В книге читатель найдет видение Бергольо проблематики, с которой сталкивается католическая церковь в настоящее время»1.

Лейтмотивом введения, подготовленного С.Рубиным и Ф.Амброджетти, стало утверждение, что к моменту проведения конклава 2005 года, созванного для избрания нового главы РКЦ, примас Аргентины был уже хорошо известен высшему эшелону мирового католицизма и пользовался бесспорным авторитетом. «В ходе второго из трех проведенных туров голосования он получил 40 голосов, то есть добился беспрецедентного результата для латиноамериканского кардинала, оказавшись сразу же за Ратцингером, ставшим затем Бенедиктом XVI»2.

Первая глава «Бабушка Роза и ее пальто с лисьим воротником» посвящена детству иерарха, его воспоминаниям о родных и близких. С особой теплотой он рассуждает о бабушке, материнских усилиях привить своим детям интерес к культуре и искусству, навыки домашнего хозяйствования, об играх с отцом. «Всякий раз, когда мы оставляем родных стариков в домах для престарелых с тремя шариками нафталина в кармане, как если бы речь шла о накидке или пальто, получается, что что-то не срабатывает с нашим умением тосковать, поскольку поддержание контакта с нашими дедушками и бабушками означает возвращение к встрече с нашим прошлым»3.

Вторая глава - «Лучше, чтобы ты начал работать…» -  касается того периода, когда 13-летний Хорхе оканчивает среднюю школу и отец предлагает ему начать трудиться. Два года он работал уборщиком на чулочной фабрике, а потом получил назначение в административный аппарат предприятия. В это время будущий понтифик приступает к учебе в техникуме, специализировавшемся на продовольственной химии, и работает по специальности в отраслевой лаборатории. Полвека спустя именно ту работу Бергольо считает исключительно ценной для его формирования. Он выделил из своих учителей женщину, симпатизировавшую идеям коммунизма и убитую в годы диктатуры в Аргентине, ее требования проявлять максимум собранности в труде.

По словам прелата, «достоинство человеку дает труд. Не происхождение, не семейные корни, не образование. Достоинство как таковое проистекает только из труда»4. «Ключ социального вопроса состоит в труде. Трудящийся находится в центре. Сегодня во многих случаях не получается больше так... Поэтому не следует смотреть на работу только под углом результатов. Важен не доход и не капитал.  И не человек должен служить работе, сколько работа должна служить человеку»5.

В третьей главе - «Следуя примеру Христа» - затрагивается сложный момент в жизни молодого Хорхе Бергольо. В возрасте 21 года он пережил тяжелое заболевание легких, когда три дня его жизнь висела на волоске. Была даже удалена верхняя часть правого легкого. Болевые ощущения привели к осознанию семинаристом человеческих пределов, но укрепили его веру. Сам он, однако, против того, чтобы трактовать боль неким благословением: «Боль как таковая не является добродетелью, но добродетельным может быть то, как мы боремся с ней»6.

Интересными для наших читателей могут стать размышления главного персонажа данной рецензии о том, что в мире существуют разные подходы к воспеванию мучений Христа в зависимости от эпохи и культур. «Если мы обратим взор на восточные иконы, русские к примеру, то заметим малое число отображений страждущего Христа. Намного больше тех, что относятся к воскресению. Но, напротив, испанское и перуанское барокко выделяют терзаемого муками Христа»7.

В центре четвертой главы - «Весна веры» - появление у 17-летнего Хорхе намерения посвятить себя церкви и динамика развития этой мечты. По достижении 21 года он поступает в семинарию. Сам Бергольо утверждает, что желание вступить в монашеский орден иезуитов проистекало из-за привлекательности облика данной конгрегации как «переднего края» церкви, соблюдающей обеты повиновения и дисциплины. К тому же у новичка возникло стремление заняться миссионерскими делами в Японии, но состояние здоровья не позволило реализовать такой замысел.

Полвека спустя иерарх подробно рассказывает о своих переживаниях в связи с зовом Бога, последовавшим радикальным изменением собственной жизни, об отношении его родных к решению сына и внука, своем мировосприятии периода ухода в церковь.

Делясь воспоминаниями, Бергольо демонстрирует максимум откровенности и искренности. Так, к примеру, он без утайки оглашает: «Мои мысли не были целиком направлены на религиозные вопросы, я ощущал политическое напряжение, сводившееся к чисто интеллектуальному выражению. Я читал «Нуэстра палабра» и «Пропоситос», которые издавались Коммунистической партией. Особенно мне нравились статьи одного из ее самых видных членов, выдающегося деятеля культуры Леонидаса Барлетты*. (*Леонидас Барлетта (1902-1975 гг.) широко известен в нашей стране. Он был писателем, драматургом, режиссером, журналистом и театральным деятелем. )  Эти статьи способствовали расширению моего политического кругозора. Но, несмотря на все это, коммунистом я не был никогда»8.

Отвечая на вопрос, как он оценивает свою жизнь и служение Богу, иерарх называет себя грешным. «С молодости жизнь давала мне ответственные поручения - сразу же после рукоположения меня в священники я был назначен наставником начинающих, а спустя два с половиной года - провинциалом ордена иезуитов. И мне пришлось учиться на ходу, учитывая мои ошибки, поскольку, да, я совершил много ошибок. Ошибок и грехов. Было бы лицемерием с моей стороны сказать, что сегодня я прошу прощения за грехи и обиды, которые я мог бы совершить. Сегодня я прошу прощения за грехи и обиды, которые я действительно совершил»9.

Пятая глава - «Воспитывать, начиная с конфликтной ситуации» - сконцентрирована на соображениях Бергольо о роли и месте воспитания и образования в жизни современного общества. Имея личный опыт преподавательской работы в колледжах Санта-Фе 
и Буэнос-Айреса, он размышляет о том, как следует вести воспитательную работу в меняющемся мире, взывает постоянно думать о будущем, в котором придется жить нынешним школьникам и студентам.

Рельефно проступает идея, что школа должна точно знать неизменные ценности и отделять их от грез какой-то культуры или определенных социальных привычек. «Говорить сегодня на языке Сервантеса вызвало бы только смех, но содержащиеся в его произведениях испанские ценности остаются, несомненно, действенными»10. Иерарх сетует, что порой родители переводят учащегося из одной школы в другую, поскольку, мол, в новой лучше преподают информатику или иностранные языки. «Подобные настроения побуждают отдельные учебные заведения акцентировать работу на некоторых направлениях, оставляя без внимания нечто жизненно важное - воспитательный аспект»11. Критике подвержено и часто встречающееся положение, когда родители игнорируют свою роль, возлагая на школу часть собственных обязанностей.

Шестая глава - «Когда я играл в Тарзана»  - представляет собой квинтэссенцию мыслей Бергольо о самокритике и требовательности к себе, умении проявлять выдержку. «Быть терпеливым означает отказаться от претензии стремиться разрешить все. Нужно прилагать усилия, но мы должны сознавать, что не можем сделать все»12.

Седьмая глава - «Вызов идти навстречу людям» - содержит оценки трудностей, с которыми сталкивается РКЦ, в частности в Латинской Америке. Бергольо отвечает также на вопросы, по которым до него католицизм занимал жесткие и непримиримые позиции. И хотя во время рассматриваемых бесед  иерарх еще не являлся понтификом, он прямо изложил соображения, которые существенно разнились с официальными установками Ватикана. Так, признавалось, что перед священнослужителями ныне стоит соблазн быть администраторами, а не пастырями. В этих условиях главное, подчеркивалось,  не в том, «чтобы сузить или снять какое-то наставление, облегчить то или иное, а в том, чтобы выйти на улицу в поисках людей, знать их по именам»13.

«Церковь, у которой все сводится к ведению приходской работы, которая замкнута на своей общине, подвержена точно тому, что и заключенный человек: она физически и умственно самоатрофируется. Или же разрушает сама себя как закрытая комната, где множатся плесень и сырость»14. Следует призыв уйти от «Церкви, «регламентирующей веру», к Церкви, «передающей и содействующей вере»15.

В качестве образца пастыря Бергольо ссылается на кардинала А.Казароли*, (*Агостино Казароли (1914-1998 гг.) - видный деятель Ватикана, ближайший соратник Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна Павла II. В августе 1975 г. подписал Заключительный акт СБСЕ в Хельсинки. не прекращавшего еженедельную работу с малолетними преступниками даже во времена своей многолетней деятельности на высших постах государственного аппарата Ватикана (являлся главой внешнеполитического ведомства, а затем - государственным секретарем (премьер-министром) Святого престола)16.

Важной представляется высказанная иерархом концепция о том, что, «если мы не признаем существование в обществе людей с мыслями, отличающимися от наших, даже полностью противоположными, и не будем их уважать, не станем молиться за них, мы не спасем их в наших сердцах. Мы не должны позволить идеологиям брать верх над моралью»17.

Взвешенными и лишенными какой-либо резкости оказались и высказывания о «теологии освобождения», категорично отвергавшейся ранее Ватиканом18.

Восьмая глава - «Риск выхолащивания религиозного послания» - основана на широко обсуждаемых в западном обществе различных вопросах половой морали. Выделим прозвучавшую уверенность примаса аргентинской церкви в том, чтобы половое просвещение «велось постоянно в период развития детей и учитывало их возрастные уровни»19.

В девятой главе - «Черно-белая сторона сознания» - подняты проблемы безбрачия священнослужителей и случаи их преступного поведения, педофилии. Бергольо выступает против отмены целибата (безбрачия) и выражает сомнение, что такое может привести к росту числа священников. С укором он восклицает: «Многие из нас, священников, не заслуживают того, чтобы в нас верили»20.

Десятая глава - «Страна, которой не удается пойти вверх» - сосредоточена на центральных темах жизни Аргентины, на том, как использовать большой потенциал для блага всех ее жителей. Бергольо называет «страшной несправедливостью то, что в нашей благословенной стране, которой Бог дал все, ощущается нехватка хлеба и работы»21. Он с негодованием осуждает отсутствие в Аргентине социального сознания, «готовность иной раз дать милостыню бедным, но не глядя им в глаза, а скорее для очистки совести»22..

Одиннадцатая глава - «Создание культуры встречи» - тесно переплетена с предыдущим разделом, то есть обстановкой в стране, переживающей кризис. В качестве средства для преодоления различного рода проблем и трудностей иерарх отмечает «культуру встречи». По его выражению, «культура встречи» является единственным способом для продвижения вперед семьи и целых народов»23. Эту свою мысль он иллюстрирует следующим образом: «Дикий капитализм распыляет экономическую и социальную сферы, тогда как вызов для общества состоит в создании уз солидарности»24.

Двенадцатая глава - «Мне нравится и танго» - включила в себя вопросы журналистов о ежедневной жизни прелата, его привычках, вкусах, привязанностях и полученную реакцию.

Бергольо сообщает, что следить за происходящим ему помогает чтение газет. «Радио я включаю только для прослушивания классической музыки»25. Ясно, что Интернетом он не пользуется. Любит поэзию И.Х.Ф.Гёльдерлина, из прозы - итальянскую классику, в частности роман Ф.Мандзони «Обрученные», книги Ф.М.Достоевского, Л.Маречаля.

Иерарх поведал, что у него была невеста, но с ней пришлось расстаться в силу возникшего религиозного призвания. Из спортивных увлечений назван баскетбол, в молодости он охотно играл в него, а затем стал любить смотреть футбол на стадионе. Говоря о слабостях человека, его грехах, примас отмечает наихудшим из них высокомерие26. С ним живут люди, считающие, что никогда не должны просить прощения у кого-либо.

Тринадцатая глава - «Трудный путь к родине братьев» - посвящена вопросу национального примирения в стране, познавшей военные перевороты, террористические акции экстремизма всего идеологического спектра, жестокие репрессии со стороны государства во время правления последней военной диктатуры. В сознании аргентинцев остались глубокие раны, вызывающие острые дебаты об исполнителях преступлений, многие из которых все еще защищены неприкосновенностью. Вопрос о роли церкви в тот период, особо в ходе реализации военными хунтами так называемого «Процесса национальной реорганизации», вызвал жаркую полемику, в которой не было недостатка в обвинениях в слабости и даже в попустительстве отдельных представителей духовенства перед лицом систематических нарушений прав человека.

Изложенное Бергольо носит многоплановый характер и, на наш взгляд, точно отражает его мировоззренческие ориентиры как пастыря и как политика. Опираясь на заповеди Христа, он говорит о необходимости «прощения сердцем». Тут же следует добавление, что «забыть пережитое невозможно, но важно принести покой в собственное сердце, чтобы просить Бога о прощении того, кто меня обидел»27..

При этом проведена мысль о возмездии. «Нельзя сказать: я тебя прощаю и мы делаем вид, что ничего не произошло. Как бы завершился Нюренбергский процесс, если бы к нацистским иерархам был применен такой подход? Смертельный приговор для многих из них, а тюрьма для других означали возмездие. Хочу уточнить: я против смертной казни, но тогда таков был закон и таким было возмездие, которого требовало общество, следуя действовавшей в ту пору юриспруденции»28.

На вопрос, использовала ли церковь все имевшиеся у нее средства для защиты прав человека, Бергольо отвечает: «Церковь формируют все крещенные, как и остающееся общество, а сама она не знала сразу же о том, что происходило в действительности»29. «Мы потихоньку и по частям стали узнавать факты»30. Признается, что часть епископата отдавала предпочтение закрытым переговорам, а не публичным заявлениям, из-за опасений вызвать обострение обстановки. Вместе с тем приведены примеры публичной обеспокоенности епископов и осуждения пыток.

Что до обвинений церкви в поощрении безнаказанности, то, подчеркнул прелат, «последнее слово принадлежит юстиции»31.

Журналисты напомнили примасу, что Папа Иоанн Павел II простил человека, покушавшегося на его жизнь, но процесс продолжил свой ход. Последовала любопытная ремарка: «Папа посетил его в тюрьме, но Али Агджа не выдал ни малейшего признака раскаяния. Более того, он даже сказал: «Не могу понять, каким образом вы не умерли, мой курок никогда не ошибается»32.

В четырнадцатой главе - «Темная ночь, прожитая Аргентиной» - читателя информируют, что в момент конклава 2005 года пресса раскопала давнее расследование, проведенное в Буэнос-Айресе, относительно предполагаемого компрометирующего поведения кардинала в годы последней диктатуры. И не только это, утверждалось, что на электронные адреса всех кардиналов-выборщиков были отправлены материалы СМИ, порочащие образ аргентинского кандидата. На прелата возлагалась частичная ответственность за задержание двух священников-иезуитов в мае 1976 года, то есть спустя два месяца после переворота. Согласно версии обвинителей, Бергольо, являясь провинциалом ордена иезуитов в Аргентине, призвал отца Орландо Йорио и отца Франсиско Халикса прекратить проповедование в одном из трущобных пригородов столицы страны. Те категорически отказались, что, дескать, побудило его сообщить военным о лишении двух священнослужителей защиты со стороны церкви, косвенно дав тем самым отмашку на их арест.

Сам Бергольо никогда не комментировал выдвинутые против него обвинения, уходил от ответов на упреки в связях с членами военной хунты. Однако в ходе рассматриваемого интервью примас согласился изложить свою версию фактов и разъяснить собственную линию поведения во  времена темной ночи, прожитой Аргентиной. Он уточнил: «Если я не говорил по горячим следам, то из-за того, что не хотел подыгрывать кому-либо, и не из-за того, что хотел что-то скрыть»33.

Предоставленные пояснения сводятся к тому, что прелат помогал скрыться ряду людей и скрывал их сам, используя в этих целях даже штаб-квартиру ордена иезуитов в Буэнос-Айресе. Общее число спасенных он не помнит, но утверждал, что делал  все возможное и для освобождения  задержанных34. Две встречи с генералом Виделой и адмиралом Массерой были посвящены, отмечено, именно этому. Что до Йорио и Халикса, то заявлено, что они создавали в трущобном поселке религиозную общину, чему целиком посвятили себя. Перед лицом предписания генерала иезуитов П.Аррупе обоим определиться со своим служением в ордене либо в общине священники отказались прекратить их проект и подали прошение об отчислении из ордена. До путча тогда оставались считанные дни и, предчувствуя неизбежность переворота, Бергольо, по его словам, предупредил того и другого о необходимости проявлять «максимальную осмотрительность», предоставил им «на случай опасности» возможность укрыться в загородном доме ордена.

Заметный акцент сделан на то, что опасность проистекала из деятельности двух иезуитов именно в трущобном пригороде. При этом сказано о неверии в их «подрывную активность». Наиболее уязвимым пунктом высказанных оправданий является, на наш взгляд, постулат об исключении священников из ордена решением «высшего священновластия», будто никто не посылал в Рим соответствующих докладных. Добавим тем не менее, что раздел венчает развернутое заключение известной аргентинской правозащитницы Алисии Оливиеры о полной непричастности Бергольо к преступлениям военной хунты и доверии ему.

Итоговая, пятнадцатая глава - «Причины для уверенности в будущем» - содержит в себе естественные для крупного иерарха в целом оптимистичные раздумья о перспективах развития человеческого общества, «вере в человека, его достоинство и величие»35.

В качестве приложения публикуется очерк Бергольо (речь идет о пасхальном 2002 г. обращении кардинала к преподавателям и учащимся Буэнос-Айреса) о стоящих перед Аргентиной задачах в увязке с эпической поэмой Х.Эрнандеса «Мартин Фиерро».

Рецензируемая работа позволяет получить объемное представление о религиозном деятеле, возглавляющем ныне католическую церковь. И уникальность в том, что он сам как бы находится перед читателем, отвечая иной раз на крайне сложные для РКЦ вопросы. Полагаем, что книга дает основания говорить о сильном характере Папы Бергольо, его целеустремленности, верности вечным христианским ценностям.

Приведем последние тому примеры. В начале февраля 2015 года Папа Франциск квалифицировал конфликт на Украине «чудовищным братоубийственным насилием» и призвал украинских христиан к миру. Эти традиционные для понтифика мысли вызвали шквал критики со стороны тех, кого можно ассоциировать с украинской греко-католической (униатской) церковью, включая и их союзников в Польше, и не только в ней. Посещая Ватикан в 2015 и 2016 годах, украинские католические и греко-католические (униатские) епископы настойчиво пытались изменить упомянутое папское мнение, вновь и вновь твердили об «иностранной агрессии» и необходимости-де противостояния ей. Но понтифик всякий раз лишь подтверждал свою приверженность миру на Украине36.

Глава пресс-службы Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) В.Анисимов резонно заявил: «Удивительно не то, что православная и католическая церкви имеют солидарную точку зрения относительно постигшей Украину беды, а то, что эта позиция кардинально не совпадает с официальной украинской пропагандой»37.

Один из ведущих отечественных специалистов по проблематике католицизма, главный научный сотрудник отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН А.А.Красиков выступил автором опубликованной аналитической записки об итогах исторической встречи в Гаване Папы Римского Франциска и Святейшего патриарха Кирилла38. В работе, в частности, отмечается, что «Папа не перестает звать людей доброй воли к решительной и бескомпромиссной защите мира и справедливости»39.

 1Bergoglio J. Papa Francesco. Il nuovo Papa si  racconta. Conversazione con Sergio Rubin e Francesca Ambrogetti.  Milano: Salani Editore, 2013.  P. 7.

 2Ibid. P. 9.

 3Ibid. P. 24.

 4Ibid. P. 30.

 5Ibid. P. 34.

 6Ibid. P. 36.

 7Ibid. P. 37.

 Ibid. P. 45.

 9Ibid. P. 49.

10Ibid. P. 57.

11Ibid. P. 58.

12Ibid. P. 67.

13Ibid, P. 71.

14Ibid. P. 72.

15Ibid. P. 74.

16Ibid. P. 75.

17Ibid. P. 76.

18Ibid. P. 78.

19Ibid. P. 89.

20Ibid. P. 97.

21Ibid. P. 101.

22Ibid. P. 102.

23Ibid. P. 105.

24Idid. P. 107.

25Ibid. P. 114.

26Ibid. P. 120.

27Ibid. P. 131.

28Ibid. P. 133.

29Ibid. P. 135.

30Ibid. P. 136.

31Ibid. P. 138.

32Ibid. P.139.

33Ibid. P. 142.

34Idid. P. 142-143.

35Ibid. P. 156.

36http://magister.blogautore.espresso.repubblica.it/2015/02/23/inediti-il-discorso-dellarcivescovo-maggiore-ucraino-al-papa/

37http://www.newsru.com/religy/20feb2015/anisimov.html

38http://instituteofeurope.ru/nauchnaya-zhizn/novosti/item/analiticheskaya-zapiska-4-2016

39Ibid.

Россия. Ватикан. Весь мир > Внешэкономсвязи, политика > interaffairs.ru, 14 июня 2016 > № 1788950 Валентин Богомазов


Ватикан > Внешэкономсвязи, политика > interaffairs.ru, 30 июня 2014 > № 1221037 Валентин Богомазов

Папа Франциск: первый год в Ватикане

Богомазов Валентин

После избрания 13 марта 2013 года архиепископа Буэнос-Айреса кардинала Хорхе Марио Бергольо главой Римско-католической церкви (РКЦ), что влечет за собой управление государством-городом Ватикан (официально именуемым Святым престолом), и принятия новым Папой Римским имени Франциск прошло не так много времени. Тем не менее уже идут обсуждения сделанного им и возможных перспектив. Высказываемые в России, США, странах Западной Европы, Латинской Америки суждения покрывают всю возможную палитру оценок - от прагматично-реалистичных до экстремистско-радикальных.

Сконцентрируемся на рассмотрении комментариев папской активности в прямой связи с тем, что на самом деле он предпринимает.

Начнем с того, что достоянием гласности стало содержание выступления тогда кардинала Х.М.Бергольо на предшествовавшем конклаву, избирающему первосвященника, сверхсекретном пленарном заседании коллегии кардиналов («генеральной конгрегации»), посвященном заслушиванию программ кандидатов на папскую тиару. Призыв аргентинского соискателя «строить церковь, которая должна выйти из самой себя, освободиться от светской духовности, лучше и полнее отражать свет Христа среди людей нашего времени, включая живущих на дальних перифериях существования», произвел сильное впечатление на выборщиков в силу «вызывающей доверие постановки темы и глубоко религиозного духа, пронизывавшего все высказанное»1.

Едва начав свою деятельность, Папа Франциск приобрел невероятную популярность: в 2013 году его имя чаще упоминалось в Интернете, чем термины «Obamacare», то есть реформа здравоохранения в США, и «NSA», то есть Агентство национальной безопасности США2. Число подписчиков Папы в «Twitter» превысило 12 млн. человек, большинство из которых читают его записи на испанском языке - 4,897 миллиона, а 4,7 млн. подписчиков пользуются английской версией3. В Италии имя Франческо стало самым распространенным среди новорожденных мальчиков. В Риме зафиксирован значительный прирост туристического потока при одновременном увеличении посещаемости базилик и храмов города. Как первое, так и второе объясняют одним и тем же - «эффектом Папы Франциска».

Оппоненты понтифика не воспринимают приведенные факты, нажимают на их «ограниченное значение» для авторитета РКЦ и Ватикана в мире.

Сошлемся, однако, на положение дел в католической церкви крупнейшей латиноамериканской страны - Бразилии. За последние 25-30 лет эту церковь покинули многие миллионы верующих, ушедших в секты, к неопятидесятникам и протестантам, и по положению на июль 2013 года католиками себя признали 57% населения. Явное торможение этого процесса при появлении первых признаков его разворота вспять, по мнению профессора Папского университета Рио-де-Жанейро А.Сампайо, непосредственно связано с «новым более гуманным, более близким к человеку, более ясным, более объективным методом понтифика»4.

Известность Франциска в немалой степени проистекает из его личных качеств - простоты, неприхотливости, открытости. Притчей стало то, что он сам собирает свой чемодан в дорогу, продолжает жить в скромном гостиничном номере, отказался от специальных красных папских туфель и по телефону попросил 81-летнего сапожника из Буэнос-Айреса привести в порядок его испытанную пару обуви. В середине ноября 2013 года Папа прибыл на встречу с Президентом Италии в Квиринальский дворец на скромной легковушке «Форд фокус», чего абсолютно не ожидали встречавшие его лица. В беседе с прихожанами одного из храмов в пригороде Рима рассказал, что в молодости зарабатывал мытьем полов и работал в химической лаборатории, трудился вышибалой в ночной дискотеке в Аргентине.

Большой резонанс получают телефонные звонки Папы страдающим и тяжело болеющим, людям, переживающим разного рода трагедии и беды. В одном из них он, отвечая беременной от женатого и брошенной женщине, заверил, что сам покрестит новорожденного, если священники ее прихода усомнятся сделать это. В конце прошлого года в ходе коллективной аудиенции на площади Св. Петра Франциск без колебаний обнял изуродованного редким кожным заболеванием человека с кровоточащими язвами на голове.

Скептики и критикующие понтифика называют упомянутое «чистой саморекламой, и только». Но они упускают то, что Ватикан веками рассматривался в мире средоточием богатства, роскоши, когда-то даже вседозволенности, тогда как для возвращения католицизма на «истинно Евангельский путь» нужна, по выражению Франциска, «бедная церковь для бедных».

Буквально сразу же после вступления в свои папские обязанности он все громче и громче заявляет о первостепенной значимости для РКЦ тех, кто забыт или отвергаем в современном обществе, - безработных, нищих, больных, престарелых. В мае 2013 года Папа сделал запись в «Twitter» о том, что жажда наживы любой ценой приводит к лишению людей занятости, а значит - средств к существованию. Другое папское послание в сети было посвящено «рабскому труду» рабочих из Бангладеш, погибших при обрушении здания их производства. В мае 2014 года Франциск написал: «Общество, бросающее детей и стариков, рубит свои корни и затемняет собственное будущее». Свой день рождения (77-летие) отпраздновал с приглашенными тремя бездомными, ночующими неподалеку от Ватикана.

Апостольское обращение от 24 ноября 2013 года «Evangelii gaudium» («Радость Евангелия») стало вехой в осуждении «распущенного капитализма», названного «новой тиранией», где «деньги - главный идол»5. Порочность мировой экономической системы, как подчеркнуто, - в ее опоре на «культ денег». Возмущение Франциска вызывает то, что смерть бездомного не попадает в выпуски новостей, а изменение банковского индекса на 2% становится сенсацией6.

Признавая достижения человечества в различных областях, в частности в здравоохранении, просвещении, связи, понтифик ставит акцент на то, что большинство мужчин и женщин нашего времени «живут убого с жалкими последствиями того». «Чтобы жить, нужно бороться, но зачастую ради мало достойной жизни». «Сегодня все включено в конкурентную борьбу и в закон более сильного, когда могущий поедает более слабого. Итогом этой ситуации стало положение, при котором большие массы населения видят себя отверженными и отодвинутыми: без работы, без перспектив, без какого-либо выхода. Живое существо само по себе рассматривается предметом потребления, который можно использовать и выбросить затем»7.

Анализируемый программный папский документ содержит во второй главе несколько разделов, посвященных острым социально-экономическим проблемам (параграфы 53-54: «Нет экономике отвержения», параграфы 55-56: «Нет новому денежному идолопоклонству», параграфы 57-58: «Нет деньгам, которые правят вместо того, чтобы служить»), но в целом обращение - церковная программа действий на ближайшее время. Франциск выдвигает амбициозный план возрождения миссионерского пыла РКЦ.

Рельефно подается стремление изменить облик католической церкви, видеть ее «покрытой синяками и грязью, с болью от постоянного пребывания на улице» - много лучше, как утверждается, чем «сидящая взаперти и пекущаяся о своей безопасности церковь»8.

Сделан призыв к христианам «обнять с любовью и уважением мигрантов-мусульман в наших странах - точно так же, как мы на-деемся, чтобы нас приняли в странах с исламской традицией»9.

Каждая встреча Папы Римского с главами иностранных государств завершается соблюдением многовековой традиции - обменом подарками. Так, к примеру, было по завершении беседы В.В.Путина с Франциском в Ватикане в конце ноября 2013 года, когда каждая из сторон, по сообщениям СМИ, вручила партнеру произведение культуры и искусства. Президенту США понтифик в конце марта 2014 года подарил среди прочего текст выше рассмотренного апостольского обращения.

Б.Обама, визит которого к Папе мировые эксперты прочно увязывают с предстоящими в США промежуточными выборами (ноябрь 2014 г.) и гонкой за голосами избирателей-католиков, обещал в ответ «читать послание в Овальном кабинете всякий раз, когда буду ощущать уныние и стараться подкрепить собственные силы и спокойствие»10.

Английский ватиканист Дж.Хупер не без сарказма отреагировал на это следующим образом: «…чтение в Овальном кабинете, возможно, будет приятным, но вряд ли оно будет так же оценено некоторыми дарителями Демократической партии»11.

Объясним, о чем идет речь. Стоило Папе Франциску дать выше приведенную оценку капитализма, как в США охарактеризовали его «чистым марксистом»12 (а это там равносильно понятию «особо опасный преступник»), пошли на угрозы и к нему применить санкции.

Кстати, итальянский журналист А.Торниелли поинтересовался в ходе интервью отношением самого Франциска к американской шумихе о его принадлежности к марксизму, на что было сказано: «Марксистская идеология неверна. Но в своей жизни я встречал множество марксистов, которые были хорошими людьми. Поэтому я не чувствую себя оскорбленным»13.

До тех пор, пока с наскоками на Папу отмечались предводители закостенелых сил США, прежде всего «Движения чаепития» (С.Пэйлин назвала его «своего рода либералом», а американский Институт экономических дел посетовал, что Папа лишен «утонченного подхода его предшественников к проблематике свободного рынка»14), казалось, что речь идет об эпизодическом явлении и не более того.

Однако неожиданно для многих владелец крупной в США сети магазинов домашней утвари «Home Depot» миллиардер и набожный католик К.Лангоне, занимающийся сбором пожертвований в объеме 180 млн. долларов для реставрации собора Св. Патрика в Нью-Йорке, громко признал: «Сказанное понтификом о капитализме вызвало колебания среди потенциальных дарителей семизначных сумм»15. Порассуждав о том, что в США «богатые ведут себя лучше, чем в других странах, и подход к ним требует меда, а не уксуса», магнат прозрачно провел мысль о возникновении угрозы перекрытия в складывающихся условиях крана финансовых вливаний американских католиков-филантропов в реализацию международных проектов РКЦ, то есть ассигнований, являющихся вместе с подобными средствами из ФРГ основными и весьма важными для казны Ватикана16.

Но вернемся к беседе главы Ватикана с Президентом США. И в канун ее, и сразу же после Б.Обама не скупился на разного рода похвальные оценки по адресу Папы Франциска. Могла как бы затеряться среди них такая его фраза: «Все это не означает, что между нами есть согласие по всем вопросам»17.

Располагающая хорошо подготовленными религиоведами итальянская газета «Ла Стампа» подвела итог саммита Ватикан - США квинтэссенцией: «Франциск и Обама против бедности, но без «священных альянсов»18. Резонно, на наш взгляд, припоминается, что подобное единство было между Рейганом и Иоанном Павлом II в антикоммунистической борьбе, между Бушем и Бенедиктом XVI по вопросам этики. «Но первый в истории южноамериканский Папа смотрит, возможно, с меньшей робостью, чем европейцы, на лидера «свободного мира», происходящего с его же континента»19.

Да и американские СМИ признают наличие значительных расхождений между понтификом и Президентом США по целому ряду актуальных тем. «Нью-Йорк таймс» вынесла в заголовок статьи о встрече в Ватикане констатацию: «Понтифик и президент ищут общее среди колючих вопросов»20. «USA Today» привела высказывание кардинала Р.Бёрк (он родом из США и возглавляет высший суд Святого престола) с жесткой критикой деятельности хозяина Белого дома: «Верно то, что политика Обамы постепенно стала все более враждебной в отношении христианской цивилизации. Он предстает целиком секулярным человеком, агрессивно продвигающим позиции, направленные против жизни и против семьи»21.

Тут, полагаем, следует сказать, что Агентство национальной безопасности США ведет прослушивание телефонных разговоров Франциска и некоторых других иерархов Ватикана, о чем, как и о американской слежке за Х.М.Бергольо начиная с 2005 года, сообщил в конце 2013 года итальянский еженедельник «Панорама», известный своей лояльностью к Ватикану22.

Сам Папа Франциск продолжает неизменно остро ставить злободневные социальные темы, не уходя от выдвижения предложений по нахождению сообразных развязок. В ходе встречи с рабочими сталелитейного комплекса из г.Терни (Центральная Италия) весной 2014 года он сказал, что для решения тяжелейшей проблемы безработицы, общей для многих европейских стран, нужно изменить нынешнюю экономическую систему, которая, будучи основанной на идолопоклонстве деньгам, продемонстрировала свою неспособность создать занятость. Последовал призыв «различным политическим, социальным и экономическим субъектам способствовать другой постановке вопроса, базирующейся на справедливости и солидарности»23.

Развернутая первосвященником кампания борьбы с коррупцией вызывает, по данным итальянских правоохранительных служб, крайне настораживающую и просто опасную реакцию со стороны итальянского преступного мира, прежде всего мафии. А Папа пошел на проведение личной встречи с родными жертв преступников и призвал мафиози покаяться и остановиться24.

В позициях Франциска по международным вопросам постоянно присутствует социальный компонент. Пример тому - его послание по случаю Всемирного дня мира, отмечаемого РКЦ ежегодно 1 января. Свое первое обращение такого рода он посвятил братству людей Земли как идеалу социальной жизни. «Братство», - подчеркнул Папа, - представляет собой важное измерение человека, который является частью сложной системы отношений, то есть существом социальным. Глубокое осознание этой социальности помогает нам видеть в других людях наших истинных сестер и братьев и обращаться с ними соответственно; без братства невозможно создать справедливое общество, в котором царил бы прочный и долговременный мир»25.

Весьма энергично отстаивает понтифик необходимость сохранения приоритета международно-правовых и нравственных начал в межгосударственном общении. Во время своих встреч с главами государств и правительств стран мира, видными общественными деятелями он выносит тезис о миротворческой способности этой работы. Принимая премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху в декабре 2013 года, понтифик говорил о том, что благодаря диалогу могут быть открыты двери, которые до того оставались накрепко закрытыми26.

Проблематика кризисных и конфликтных ситуаций в мире, и в частности на Ближнем Востоке, постоянно увязывается Папой Бергольо с использованием в целях урегулирования исключительно политических средств. В сентябре 2013 года, накануне проведения в Петербурге саммита «Группы двадцати», он, как известно, обратился к В.В.Путину с посланием, в котором выступил против силового варианта решения сирийской проблемы.

Помощник Президента России Ю.В.Ушаков в данном контексте отмечал: «Это послание послужило конструктивным фоном для обсуждения сирийского кризиса в рамках встречи лидеров «G-20» в Петербурге. После чего пошло интересное и весьма позитивное развитие с учетом инициатив, предложенных нашим президентом»27.

Миротворческую тему Папа Франциск продолжает активно продвигать, призывая к «немедленному прекращению насилия в интересах сирийского народа, чтобы все жители Сирии воспринимали друг друга не как врага или конкурента, а как брата, которого можно принять и обнять»28. Официальный Дамаск высоко оценивает эту устремленность. Понтифик вновь и вновь выражает обеспокоенность за будущее христианского населения в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Данный вопрос был, к примеру, одним из стержневых в беседе в Ватикане с Президентом Греции К.Папульясом 28 марта 2014 года29.

«Молитвенное паломничество» Франциска в Иорданию, Палестину и Израиль (24-26 мая 2014 г.) носило, как он заявлял, «сугубо религиозный характер». Но «Нью-Йорк таймс» - не единственное в мире СМИ, ставящее под сомнение такую версию, поскольку на Ближнем Востоке все, мол, связано с политикой30.

Визит, думаем, действительно вышел за рамки «церковной акции», хотя вопросы межрелигиозного диалога и религиозной свободы целеустремленно отстаивались понтификом. Так произошло потому, что Папа не ограничился общими призывами «перековать мечи на орала, покончить с насилием», а настаивал на «мирном урегулировании сирийского кризиса, справедливом решении израильско-палестинского конфликта, примирении Палестины и Израиля»31, чтобы «положить конец насилию, пойти на взаимные уступки для создания двух государств с границами, признанными международным сообществом»32. Прошедшая 8 июня этого года в Ватикане экуменическая молитва о мире и активизации тем самым усилий по прекращению израильско-палестинского конфликта, на которой присутствовали Шимон Перес и Махмуд Аббас, придала особое значение миротворчеству главы Ватикана.

Остановимся на мнении Папы Франциска о глобализации. Она, как заявляется, спасла от бедности много людей, но многих других обрекла на голодную смерть, поскольку существующая экономическая система сделала ее избирательной. При этой глобализации, как указывается, утрачиваются особенности народов, все напоминает сферу с равноудаленными от центра элементами, а нужен «многоликий многогранник, в котором каждый народ сохраняет свою культуру, язык, религию, идентичность», «сейчас же на центральном месте больше не стоит живой человек, а деньги лишь»33.

Можно продолжить перечисление примеров, отражающих верность понтифика вечным христианским ценностям. Но хотим остановиться на том, что есть силы, включая и те, что активны в самом Ватикане, которые пытаются влиять на Франциска, так сказать, корректировать его взгляды.

Информируя СМИ о повестке беседы Обама - Франциск, помощники Президента США назвали Украину в числе центральных тем. Ясно, что преследуемая при этом цель не имела ничего общего с интересами украинского народа. Да и принятый в том же марте 2014 года Папой Франциском глава Украинской греко-католической (униатской) церкви (УГКЦ) С.Шевчук, известный своим потворством вмешательству Запада в дела Украины, не просто же «рассказал о произошедшем на Украине за все три месяца, объяснил причины нахождения священнослужителей на Майдане, выделил усилия различных церквей в пользу мира в стране»34.

Франциск, в свою очередь, акцентирует важность налаживания диалога с другими, «даже если от них нас отделяет злоба. Христианин всегда ищет дорогу выслушивания и примирения, проявляя покорность и мягкость»35.

Обращаем внимание на адресованную иерархам УГКЦ и лично С.Шевчуку рекомендацию понтифика, сделанную в Ватикане в ноябре 2013 года, содействовать «наведению мостов братства с другими церквами и церковными общинами на украинской земле и в других местах, где присутствуют ваши общины»36. Завершая мартовскую 2014 года, аудиенцию и отвечая С.Шевчуку, Папа обещал сделать «все возможное для мира на Украине»37.

Беседа понтифика с нынешним главой правительства Украины А.Яценюком в конце апреля 2014 года продолжалась, по данным западной прессы, 18 минут, и главное в ней свелось к обмену подарками со смысловой нагрузкой - Яценюк презентовал фото Майдана, а Папа вручил посетителю авторучку «для подписания мирных соглашений»38.

В послании Папы Римского исполняющему обязанности главы украинского государства А.Турчинову, направленном в середине мая 2014 года, «помятуя о жертвах напряженных конфликтов, разразившихся в последние месяцы, а также о тех, кто страдает из-за нынешних событий», выражены сочувствие украинскому народу и надежда, что противоборствующим сторонам на Украине удастся прийти к мирному урегулированию конфликта, «не прекращая поиска мирных решений через диалог и переговоры, действуя терпеливо и используя все возможные средства в этом направлении». Обращаясь к главному поборнику карательной операции на юго-востоке Украины, понтифик призывает: «Я не сомневаюсь, что будет сделано все возможное, чтобы успокоить души и возобновить отношения взаимного уважения и доверия, преодолевая атмосферу неверия и притеснения»39.

Понимаем, что все эти аргументы будут отклоняться теми, кто по примеру кандидата исторических наук О.Н.Четвериковой выражает скепсис по поводу решения нашей державы повысить статус дипломатических отношений с Ватиканом до уровня посольств, демонстрирует сомнения в необходимости и эффективности встречи В.В.Путина с Папой Фрациском в ноябре 2013 года40, повторяет, что «Ватикан размывает христианские ценности»41, «осуществляет антиправославный проект»42.

Не следует, конечно же, упрощать деятельность понтифика и в целом Ватикана, как и приписывать то, что ими не делается. Нужно, уверены, помнить, что живем мы в XXI веке, когда рецепты вернуться во времена холодной войны, к теории «осажденной крепости» уже не производят былого эффекта и могут только вызывать отторжение. Хочется, чтобы авторы концепции об «антиправославии Ватикана» знали о послании патриарха Кирилла от 13 марта 2014 года Папе Франциску, в котором выделено: «С удовлетворением отмечаю высокую степень взаимопонимания и стремление с обеих сторон к укреплению православно-католического сотрудничества во имя утверждения христианских духовно-нравственных ценностей в современном мире, защиты угнетенных и служения ближним»43.

Взаимодействие Россия - Ватикан в гуманитарной и социальной сферах, по линии науки и образования, культуры и искусства все больше и больше набирает обороты, что означает одно - к старому и ветхому, ставшему достоянием истории, возврата наверняка не будет.

1http://vaticaninsider.lastampa.it/nel-mondo/dettaglio-articolo/articolo/francesco-francisco-francis-brunelli-31373/

2http://www.theguardian.com/commentisfree/2013/nov/15/atheists-pope-francis-obama-liberal-voice-change

3http://www.newsru.com/religy/27feb2014/pope_twitter.html

4http://cnnespanol.cnn.com/category/noticias/latinoamerica/brasil/

5http://www.vatican.va/holy_father/francesco/apost_exhortations/documents/papa-francesco_esortazione-ap_20131124_evangelii-gaudium_it.html

6Ibidem.

7Ibidem.

8Ibidem.

9Ibidem.

10http://www.theguardian.com/world/2014/mar/27/barack-obama-seeks-sow-seeds-common-ground-pope-francis

11Ibidem.

12http://religion.blogs.cnn.com/2013/12/02/rush-limbaugh-vs-the-pope

13La Stampa. 15 dicembre 2013.

14http://www.theguardian.com/commentisfree/2013/nov/15/atheists-pope-francis-obama-liberal-voice-change

15http://www.cnbc.com/id/101302230

16http://www.lastampa.it/2014/01/02/esteri/papa-marxista-a-rischio-i-dollari-dei-filantropi-usa-xeSaP7YNS72VYathJv880M/pagina.html

17http://www.corriere.it/cronache/14_marzo_27/obama-il-papa-ci-incalza-non-ci-abitueremo-diseguaglianze-5cc25bcc-b541-11e3-a6d7-e7d475c5f9ab.shtml

18http://vaticaninsider.lastampa.it/vaticano/dettaglio-articolo/articolo/francesco-francis-francisco-obama-obamaobama-33019/

19Ibidem.

20http://www.nytimes.com/2014/03/27/world/europe/at-vatican-meeting-pope-and-president-may-find-a-common-cause.html?_r=0

21http://www.usatoday.com/story/news/world/2014/03/26/obama-pope-vatican/6874965/

22http://www.lastampa.it/2013/10/30/esteri/spiato-anche-il-papa-il-vaticano-frena-6Dxkyw-ZebuQfNufpDBcmDP/pagina.html

23Osservatore Romano. 20 marzo 2014.

24https://www.google.ru/#newwindow=1&q=il+papa+con+le+famiglie+delle+vittime+delle+mafie.+don+ciotti:++grande+gioia+per+la+prese...

25http://www.vatican.va/holy_father/francesco/messages/peace/documents/papa-francesco_20131208_messaggio-xlvii-giornata-mondiale-pace-2014_ru.pdf

26http://vaticaninsider.lastampa.it/es/en-el-mundo/dettagliospain/articolo/netanyahu-israele-israel-papa-el-papa-pope-30346/

27http://www.newsru.com/religy/21nov2013/ushakov.html

28http://www.news.va/it/news/appello-del-papa-per-la-conferenza-di-pace-sulla-s

29http://it.radiovaticana.va/news/2014/03/28/preoccupazione_per_il_futuro_dei_cristiani_in_medio_oriente_nel/it1-785664

30http://www.corriere.it/cronache/14_marzo_04/vi-racconto-mio-primo-anno-papa-90f8a1c4-a3eb-11e3-b352-9ec6f8a34ecc.shtml

31http://www.news.va/it/news/crisi-ucraina-mons-shevchuk-papa-francesco-fara-tu

32http://it.radiovaticana.va/radiogiornale/2014/01/24/ore14/#Art_766830

33http://www.news.va/it/news/crisi-ucraina-mons-shevchuk-papa-francesco-fara-tu

34http://vz.ru/politics/2013/11/26/661301.html

35http://vz.ru/world/201 3/11/7/658459.html

36http://www.vz.ru/politics/2014/2/27/674555.html

37http://www.patriarchia.ru/db/text/3604900.html

38http://www.dailymail.co.uk/news/article-2613829/I-possible-peace-Ukraine-Pope-meets-countrys-beleaguered-PM-Russian-military-planes-invade-airspace-SEVEN-times-overnight.html

39http://www.newsru.com/religy/14may2014/franziskusbrief.html

40http://vz.ru/politics/2013/11/26/661301.html

41http://vz.ru/world/201 3/11/7/658459.html

42http://www.vz.ru/politics/2014/2/27/674555.html

43http://www.patriarchia.ru/db/text/3604900.html

Ватикан > Внешэкономсвязи, политика > interaffairs.ru, 30 июня 2014 > № 1221037 Валентин Богомазов


Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter